Но при этом в ноябре объем онлайн-покупок вырос в денежном эквиваленте на 14% в сравнении с октябрем, в итоге обороты малого и среднего бизнеса в ноябре сократились на 9%.
Сразу после «Черной пятницы», с 30 ноября — по 4 декабря, потребительская активность продолжила падение на 15–25%.
Потребители реализовали отложенный спрос
Потребительский спрос в России продолжил плавное снижение и увеличил долю на товары первой необходимости и продукты питания. Не смотря на это, за неделю распродаж 23—30 ноября россияне совершили больше покупок в непродовольственных сегментах, чем в другие дни года.Серьезнее всего выросли затраты россиян в неделю «Черной пятницы» (23—29 ноября) на услуги турагентств (+61% за неделю), образование (+42%), спортивные товары (+31%), книги и развлечения (+28% и +24% соответственно). Также россияне активно тратили деньги в салонах красоты (+24%), на одежду и обувь (+15%), бытовую технику и электронику (+20%) а также на товары для дома и ремонта (рост на 15% в недельном значении).

Безусловным лидером роста на последней неделе ноября оказались цветы — россияне потратили на букеты в «День Матери», который отмечался 29 ноября, на 145% больше среднего годового значения, и на 52% больше, чем в 2019 году.

В конце ноября заметно выросли обороты компаний из туристического бизнеса (турагентств, отелей) — россияне активно готовятся к новогоднему сезону. Также рост оборотов на 15–25% произошел у компаний, работающих в сфере e-commerce (+18% за год, +21 на последней неделе ноября), образования (+5% за год, +18% за последнюю неделю ноября), у продавцов электроники (+25% за год, +23% за неделю), а также у логистических компаний (+58% за год, +110% за неделю), что связано в целом с дальнейшим развитием e-commerce в России.
Ситуация в регионах
Москва по-прежнему находится в режиме потребительской стагнации и топ 3 регионов по минимальной потребительской активности. В регионах, также, как и на федеральном уровне, наблюдался тренд на необязательные расходы.В ноябре Tinkoff CoronaIndex сообщал о снижениях затрат россиян на рестораны, одежду и путешествия.